FBK Cybersecurity
 

Штрафы для операторов за нарушение требования блокировать звонки с подменных номеров

Как мы говорили ранее, требования к организациям в части обеспечения защиты персональных данных будут ужесточаться. Одно из последних изменений в этой части: отслеживание и блокировка звонков с подменных номеров. Задача, которая стоит перед регулятором, заключается в необходимости ограничить возможности телефонных мошенников. Проблема которая возникает при всем этом перед операторами — невозможность блокировать иностранные подменные номера.

Это подтверждает недавно случившийся прецедент: российский суд оштрафовал компанию «Оранж Бизнес Сервисез», дочернюю организацию французской компании Orange, на сумму 1 млн руб. (верхняя планка штрафных санкций по ч. 2 ст. 13.2.1 КоАП РФ) за пропуск телефонного звонка с подменного номера от иностранного оператора. Подобный штраф может быть наложен за каждый факт нарушения — за каждый звонок с подменным номером, который поступил абоненту.

Программа полностью финансируется Роскомнадзором, поэтому прямых финансовых вложений со стороны операторов не предполагается. Другая проблема — сроки: подключение мобильных операторов к подведомственному Минкомсвязи ГРЧЦ для анализа трафика предполагает ряд архитектурных изменений, завершение которых, по словам самих операторов, возможно не ранее чем через 3−5 лет в связи с дефицитом специализированного оборудования.
Комментарий эксперта

«В условиях вала звонков от телефонных мошенников, объем которых, по данным МВД России, сократился с начала года только на 8,3%, (при этом, в основном за счет зарубежных), актуальность противодействия в этом направлении не уменьшается. Наиболее важными задачами, стоящими перед нами остаются: интенсификация борьбы с „фродом“, блокирование счетов и систем ДБО, через которые осуществляется обналичивание похищенных денежных средств (борьба с „дропперами“), а также блокирование мошеннических звонков по телефонам клиентов банков.

Сервисы подмены номеров позволяют мошенникам успешно обходить механизмы блокировки номеров телефонов. Если первая и вторая задача более-менее успешно решается самими кредитными организациями, то третья задача лежит вне зоны их компетенции и требует вмешательства государства. Иного способа оградить граждан от атак мошенников просто не существует. Исключение для мошенников возможности подменять номер может существенно уменьшить число мошеннических звонков и улучшить положение дел в этом вопросе.

Поставленная задача крайне важна, она требует своего решения, несмотря на сопротивление операторов связи, в котором усматривается желание не потерять солидный источник средств, которым является сервис подмены номера.»
Курило Андрей
Советник по вопросам информационной безопасности
ФБК и FBK CyberSecurity
Другие материалы