logo
 

Крупные утечки данных 2022 года в России



С момента начала СВО в России резко возросло количество утечек персональных данных. По некоторым оценкам, за 2022 год из российских компаний утекло более 300 миллионов записей персональных данных – то есть суммарный объём утечек превысил численность населения РФ.

При анализе доступной информации об утечках оказывается, что во всех инцидентах много общего. Попробуем обобщить сведения о наиболее громких утечках в таблице:


Компания Утекшие данные Объем утечки Результат
1 Delivery Club имя, номер телефона, адрес доставки, адрес электронной почты, состав, стоимость, дата и время заказа, IP-адрес 2.2 миллиона заказов Виновные неизвестны, компания начала внутреннее расследование
2 Geek Brains имя, адрес электронной почты, номер телефона более 200 тысяч пользователей Виновные неизвестны, мер не принималось
3 Kari (ритейл) ФИО, телефон, адрес электронной почты, дата рождения, место жительства (город и регион), номер бонусной карты более 1 миллиона учётных записей Виновные неизвестны, мер не принималось
4 Pikabu логин, адрес электронной почты, номер телефона более 1 миллиона учётных записей Виновные неизвестны, мер не принималось
5 Гемотест ФИО, дата рождения, адрес, номер телефона, адрес электронной почты, серия и номер паспорта, результаты анализов 31 миллион строк с информацией, 554 миллиона заказов Виновные неизвестны, компания оштрафована на 60 тысяч рублей
6 Метрополис (московский ТРЦ) телефон, адрес электронной почты, имя, количество бонусов, ссылки на соцсети около 87 тысяч клиентов Виновные неизвестны, мер не принималось
7 Почта России номер отслеживания посылки, ФИО (или название компании) отправителя и получателя, телефон получателя, город отправителя и получателя, вес, статус, дата и время отправления сведения о 10 миллионах посылок Виновные неизвестны, мер не принималось
8 РИА «Новости» имя, фамилия, логин, адрес электронной почты, профили соцсетей 665.6 тысячи аккаунтов, 2.2 миллиона заказов Виновные неизвестны, мер не принималось
9 Ростелеком ФИО, адрес электронной почты, телефон, IP-адрес, дата регистрации и последней активности около 713 тысяч пользователей системы «Умный дом» Виновные неизвестны, компания оштрафована
10 СДЭК ID клиента, номер телефона, ФИО, адрес электронной почты, почтовый адрес около 1,5 млрд строк (3 утечки) Виновные неизвестны, имя, фамилия, имя пользователя, адрес электронной почты, номер телефона, Яндекс ID
11 Теле2 ФИО, номер телефона, адрес электронной почты более 7 миллионов номеров Виновные неизвестны, компания проводит внутреннее расследование
12 Туту.ру фамилия, номер телефона, адрес электронной почты 2,6 миллиона заказов, 2,29 миллиона телефонных номеров Виновные неизвестны, мер не принималось
13 Яндекс.Еда фамилия, номер телефона, адрес доставки, комментарии к заказу, дата заказа почти 50 миллионов заказов, 6,9 миллиона телефонных номеров Виновные неизвестны, компания оштрафована на 60 тысяч рублей, возбуждено уголовное дело
14 Яндекс.Практикум имя, фамилия, имя пользователя, адрес электронной почты, номер телефона, Яндекс ID более 300 тысяч пользователей Виновные неизвестны, компания начала внутреннее расследование



Основные выводы

  1. Во всех случаях лица, непосредственно виновные в утечках, остались безнаказанными – найти никого не удалось.
  2. Компании явно старались «cпустить на тормозах» случившееся – не обращались (кроме одного случая) в правоохранительные органы, не доводили до конца внутренние расследования или не обнародовали их результаты и не предпринимали никаких видимых мер, гарантирующих прекращение утечек. Вследствие этого в нескольких компаниях утечки происходили регулярно.
  3. Компании не были оштрафованы. Штраф в 60 тысяч рублей при миллиардных оборотах компании попросту незаметен. Ряд пострадавших клиентов, правда, обратились в суд с требованием компенсировать им ущерб от утечки. Однако их позиция выглядит проигрышной: для того, чтобы компенсировать ущерб, причинённый им мошенниками, потребовалось бы доказать прямую причинно-следственную связь между утечкой данных и деятельностью мошенников, что практически невозможно. Моральный же ущерб оценивается не высоко.
В чем же проблема?

1. Кадры

Как это ни странно, истоки проблемы обнаруживаются в кадровой работе. После изучения объявлений о вакансиях в пострадавших от утечек компаниях (были просмотрены объявления на собственных сайтах компаний, а также на сайтах HeadHunter и SuperJob) оказалось, что:

  • Компании Delivery Club, Geek Brains, Kari, Метрополис, РИА «Новости», СДЭК, Туту.ру, Pikabu вообще не нуждаются в услугах специалистов по информационной безопасности – соответствующих вакансий в этих компаниях не имеется.
  • Компании Гемотест, Теле2, Ростелеком (23 вакансии специалистов по ИБ, из них зарплата указана для 2), Яндекс (11 вакансий) разместили несколько односторонние объявления о вакансиях – при солидном пакете требований к соискателям в объявлениях отсутствует информация о социальном пакете и, в частности, о размере зарплаты. Вероятно, HR-специалисты в этих компаниях считают, что работа у них – само по себе достаточное вознаграждение для любого специалиста. На самом же деле квалифицированные специалисты при поиске работы рассматривают таких «котов в мешке» в последнюю очередь.
  • Наконец, Почта России, хотя и подыскивает специалиста, предлагает за эту работу зарплату ниже рыночной.
Все пострадавшие компании либо предпочитают обходиться вообще без специалистов по информационной безопасности, либо с самого начала рассчитывают на услуги дешёвых недостаточно квалифицированных специалистов, которые просто не сумеют в полной мере обеспечить их безопасность. Что в таком случае может быть сделано для того, чтобы предотвратить повторную утечку?

2. Закупочная политика

Второй фактор, предрасполагающий к утечкам персональных данных – негибкая закупочная политика крупных компаний. Приобретению необходимого оборудования предшествует продолжительная процедура закупки, конкурсы, переторжки. Бюджет же компании свёрстывается, как правило, за год. В результате даже там, где имеются специалисты по информационной безопасности, они практически не имеют возможности приобрести необходимые программные и аппаратно-программные средства под потребности, именно тогда, когда они нужны. Вместо этого поставка средств защиты информации производится в лучшем случае через несколько месяцев с момента заказа. К тому же зачастую приобретаются не лучшие, а наиболее дешёвые средства защиты – ведь главным критерием победы на конкурсе является цена.

Прогноз на 2023 год

Насколько серьезно организации относятся к утечкам? Что ж, мизерные штрафы не побуждают операторов персональных данных менять ситуацию. Однако в настоящее время в Государственную думу уже внесён законопроект об оборотных штрафах за утечки персональных данных. Если этот проект будет принят (а о его принятии уже говорят и даже планируют на сентябрь 2023 года), то компании, допустившие утечку, будут подвергаться штрафам от 5 до 500 миллионов рублей. Максимальная сумма штрафа ждёт компанию, которая повторно допустила утечку данных после вступления закона в силу и нарушила несколько требований закона, например, попыталась скрыть произошедшее. Как это изменит ситуацию? Во-первых, компании гораздо серьезнее начнут относиться к выбору кандидата на проведение аудита, так как от его результатов будет зависеть, будет ли иметь выполнение требований регулятора влияние на конечную сумму штрафа. Во-вторых, компании начнут гораздо серьезнее относиться к поиску виновных и наконец начнут оценивать стоимость тех или иных данных, возможно даже страховаться от рисков утечки так как вопрос перейдет уже в понятную бизнесу финансовую плоскость. В-третьих, организации гораздо серьезнее начнут подходить к подбору персонала в отделы информационной безопасности, так как от их видения и выбора подхода к обеспечению защиты информационных активов компании будет зависеть, получит ли компания оборотный штраф.

Пока компании только готовятся (в единичных случаях) к новым условиям жизни, можно ожидать новых утечек в 2023 году.

_.png

Игорь Собецкий
Руководитель направления
«Расследование инцидентов информационной безопасности»
FBK CyberSecurity

Другие материалы